Какие антитабачные меры уберегут детей от курения


Полный запрет на рекламу сигарет, контроль за курением в школах, собеседования с учениками в ходе ежегодных диспансеризаций, а также личный пример родителей в борьбе с пагубной привычкой могут стать определяющими факторами в профилактике курения среди российских детей, считают опрошенные РИА Новости детские психологи и наркологи.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев призвал россиян поддержать борьбу с курением в видеообращении в связи с рассмотрением правительством антитабачного законопроекта. По словам председателя правительства, в России необходимо полностью запретить рекламу табака, повысить налоги для производителей, а также запретить курение в общественных местах с 1 января 2015 года и продажу сигарет.

Масштабы беды

Руководитель отделения Национального научного центра наркологии Минздрава РФ Алексей Надеждин сообщил, что в настоящее время средний возраст приобщения к табакокурению в российских школах составляет около 11—12 лет — это стартовый возраст, и в 14—16 лет проблема становится массовой.

«Считается, что в школах курит до 60% мальчиков и около 30% девочек», — сказал врач.

По словам заведующей лабораторией «Медико-психологическая реабилитация» Московского городского психолого-педагогического университета, психотерапевта Виктории Барцалкиной, британские психологи провели исследование, которое показало, что для формирования табачной зависимости школьнику в возрасте 12—13 лет достаточно выкурить 2—3 сигареты. «Чем ниже возраст, тем быстрее формируется механизм зависимости», — пояснила она.

Статс-секретарь, заместитель министра здравоохранения Сергей Вельмяйкин сообщил ранее, что данный документ уже одобрен комиссией по законотворческой деятельности в правительстве РФ и в четверг он будет рассмотрен на заседании правительства. Затем проект закона 1 ноября, согласно графику, должен поступить в Госдуму. Вельмякин отметил, что сегодня, несмотря на то, что продажа сигарет несовершеннолетним запрещена, в 9 случаях из 10 сигареты отпускаются подросткам. Он отметил, что этот документ, прежде всего, направлен на то, чтобы дети не начинали курить.

Эффект безрекламья

По мнению экспертов, запрет на рекламу табака позволит снизить количество курящих подростков.

«Реклама, как правило, рассчитана на то, чтобы сформировать нового потребителя. Если у человека уже есть зависимость, он не нуждается в рекламе. Его будет толкать на покупку сигарет именно тяга. Поэтому такая реклама рассчитана, в основном, на подростков», — пояснила Барцалкина.

По ее словам, отличительной особенностью подростков является желание попробовать что-то новое, расширить сферу своего опыта. «Поэтому в рекламе очень много приманок, которые рассчитаны на детей в этом возрасте», — сказала она.

Что касается устрашающих картинок, по словам Барцалкиной, опыт западных стран показывает, что заострять внимание ребенка на них — непродуктивно и даже опасно.

«Нужно учитывать индивидуальность ребенка, потому что на некоторых детей это может произвести такое сильное впечатление, которое называется ментальным и эмоциональным насилием. Такие картинки даже могут поселить чувство страха, которое будет иметь негативные последствия», — пояснила она.

С другой стороны, отметила психотерапевт, первое эмоциональное впечатление — шоковое — стимулирует активизацию защитных механизмов у ребенка, которые со временем просто вытесняют эту информацию.

«Как правило, от таких методов устрашения специалисты, занимающиеся профилактикой, отказываются. Нужно учитывать момент, что у детей еще не сформирована ценность собственного здоровья, им кажется, что они никогда не умрут, поэтому если им показывать все эти картинки, они будут к ним относится как к чему-то абстрактному по типу «это может произойти, но не со мной», — пояснила Барцалкина.

Примерные родители

Надеждин считает, что родители, прежде всего, должны сами отказаться от курения, демонстрируя свой пример и негативное отношение к данной проблеме. «Если родители не отказываются от курения, дети, как правило, курят тематийно», — добавил он.

Барцалкина добавила, что проблемы курения нужно обсуждать в семье, чтобы ребенок понимал отношение родителей к табаку.

«Родители должны четко объяснить свою позицию доступными для ребенка средствами, чтобы он был проинформирован», — отметила она.

По словам психотерапевта, в профилактических программах используется прием, когда родители вместе с ребенком анализируют рекламу табачной продукции.

«Важно открыть ребенку то, что на самом деле эта реклама скрывает. Такой совместный анализ бывает очень полезным. Исследования наших отечественных психологов показали, что наши дети не могу считывать рекламу, они видят именно то, что рекламируется и не видят обратной стороны этой рекламы», — сказала она.

Школьные запреты

Надеждин также считает, что нужно полностью запретить курение в школах. По его словам, сейчас органы управления образования не достаточно контролируют этот процесс.

«Очень важным также является проведение собеседований со школьниками в рамках ежегодных диспансерных наблюдений. Обычно родители также игнорируют эту тему, они не связывают наличие бронхита или частых простудных заболеваний у ребенка с курением», — сказал врач.

Он напомнил, что в аптеках продаются тест-полоски, которые позволяют определить в домашних условиях, курит ребенок или нет.

Курение несовершеннолетних в странах Западной Европы и в странах Северной Америки после вступления в силу антитабачного законодательства значительно сократилось. Однако, помимо закона, в этих странах проводятся очень мощные социальные рекламные кампании, направленные против курения среди детского населения, добавил Надеждин.

16.10.2012г.
Реклама:
репродукции картин заказать москва еще