Водителям запретят курить за рулем


Проблема более чем актуальна: в России практически каждый второй курит за рулем. Хуже всех приходится, пожалуй, московским водителям: простаивая часами в многокилометровых пробках и фактически решая дела насущные в автомобиле, они нервно смолят каждые пять минут.

В сочетании с агрессивной экологической обстановкой, всеобщей нервозностью и прочими внешними и внутренними раздражающими факторами курение дает эффект, поистине губительный для здоровья. Хотя основная проблема, по мнению медиков и психологов, заключается в том, что курение способствует снижению концентрации водителя, что в конечном счете и представляет опасность при вождении.

Практически весь мир сегодня занимается разработкой законопроектов по запрету курения за рулем.

Главный аргумент сторонников запрета курения в автомобиле такой же, как и принятого почти повсеместно закона о запрете разговоров по мобильному без hands-free: «Сигарета отвлекает водителя от вождения».

Уже запретили курить профессиональным водителям (пассажирский, грузовой транспорт и такси) Бельгия и Шотландия. Одобрили подобные законопроекты по запрету курения Германия, Англия и Япония — законы вступят в силу в ближайшее время. Например, в Японии в каждом такси и на их остановках уже наклеены таблички с запрещающим знаком. Тем, кому неймется, водители предлагают альтернативу в виде специальных леденцов, которые помогают справиться с жаждой курения. Или выдают одноразовый пакетик-пепельницу, но на время перекура машина остановится и курильщика попросят подымить на улице.

Сейчас же речь идет о том, чтобы вообще всем водителям запретить курить во время движения. Активисты разных стран весьма изобретательны. Например, в Германии предлагают запретить курение за рулем в чистом виде, в Калифорнии — только в присутствии детей в машине. В России в начале года рядом депутатов предлагалось запретить курение за рулем при одновременном разговоре по мобильному телефону (то есть курить молча, в принципе, позволялось бы). Правда, этот законопроект с самого начала был отклонен, поэтому курить в машине нам пока никто не запрещает. В это время растет статистика по суицидам, онкологии и прочим стрессовым заболеваниям, уровень аварийности с каждым годом тоже нисколько не уменьшается.

Главной проблемой эксперты видят полное отсутствие государственной социальной политики: пропаганда здорового образа жизни сегодня в России минимальная, по телевизору и на дорогах засилье коммерческой рекламы. Борьба за здоровый образ жизни — удел хилых общественных организаций, дозвониться до которых даже в будние дни очень проблематично.

«Ведь что у нас происходит? — возмущается лидер общественного движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. — Дети наизусть помнят "пивные" слоганы! Идею нужно продвигать не только постановкой вопроса в Госдуме, нужна пропаганда здорового образа жизни! Государство не принимает в этом совершенно никакого участия. Все сейчас берут пример с Путина: дзюдо, горные лыжи. Но ведь Путин не курит! Почему в этом никто не берет с него пример?» Поддерживает представителя народа и депутат Госдумы РФ Виктор Похмелкин. «Те страны ЕС, которые вводят этот запрет, уже прошли курсы мощной государственной пропаганды, — комментирует депутат. — Пока этого не произойдет в России, запрет на курение за рулем можно сравнить с запретом пить сок или есть мороженое».

Скорее всего, в нашем государстве совсем не до запрета курения. И дело не только в отсутствии пропаганды. Против введения запрета на курение могут выступать как сами табачные компании, так и автомобильные компании. Ведь до чего дошло: активисты Евросоюза пытаются надавить на автоиндустрию с целью снятия с производства монтажа пепельниц и прикуривателей в автомобилях!

По мнению аналитика потребительского сектора ФК «Уралсиб» Андрея Никитина, в ближайшей перспективе введение такого запрета в России маловероятно. «Я не вижу компаний, которые были бы в этом заинтересованы», — отмечает аналитик.

Скептически настроена и руководитель научно-методического центра по лечению табачной зависимости Министерства здравоохранения РФ Людмила Осадец. «Мы ничего не производим в Москве, только торгуем, кто от этого откажется? — комментирует Л. Осадец. — Те, кто сидит в Думе, не пропустят такой запрет».

С другой стороны, нельзя сказать, что российские власти совершенно равнодушны к вопросам здравохранения и имиджу России в европейском сообществе. Так, например, 25 мая в Госдуме был принят законопроект, устанавливающий ограничения на курение в транспорте и общественных местах. После того как закон вступит в силу, нельзя будет курить в самолетах, поездах, залах ожидания на вокзалах, больницах и госучреждениях. Тем не менее, по-прежнему разрешено смолить во время движения водителям автобусов и маршруток, которые и без того крайне небрежно водят машину. И не секрет, что уровень аварийности по маршруткам сегодня бьет все рекорды!

Так или иначе, эксперты сходятся во мнении, что пока за решение проблемы табачной зависимости не возьмутся глобально и на государственном уровне, введение разнообразных запретов будет оставаться просто бесполезным. На изменение же массового сознания может потребоваться не менее 10—15 лет. А может, и больше. Между тем никаких новых проектов в отношении курения в Госдуме РФ пока не рассматривается...

Реклама: